Согласно законодательству Австралии, лица, пытающиеся въехать в страну без визы или дорожных документов, а также нарушившие условия временного пребывания в Австралии, считаются нелегальными иммигрантами. По данным на 30 июня 2001 г. численность иммигрантов, проживающих в стране нелегально, оценивалась в 60100 чел. Особенность географического положения страны обуславливают наличие относительно небольшого числа иммигрантов, въехавших без соответствующих документов. Так, за период 2001–2002 гг. было зафиксировано 2470 случаев незаконного проникновения: 1193 чел. прибыло в страну воздушным транспортом и 1277 — морским. Основную долю нелегальных иммигрантов составляют лица, остающиеся в стране по завершении срока действия визы, а также работающие без получения соответствующего разрешения.
Борьба с нелегальной иммиграцией рассматривается правительством страны как одно из важных направлений миграционной политики. В 2000–2001 гг. расходы правительства страны на борьбу с нелегальной иммиграцией составили 299 млн долл. США. В 2002–2003 гг. планируется их увеличение до 348 млн долл. США. «Правительство твердо намерено обеспечить целостность границ, эффективный контроль и управление перемещением населения через государственные границы Австралии». Основная ответственность за реализацию миграционного законодательства в части борьбы с незаконным проникновением и пребыванием на территории государства возложена на Департамент иммиграции, который выполняет функции пограничного контроля, предупреждения проникновения в страну лиц, чье пребывание на территории Австралии нежелательно, расследования нарушений миграционного законодательства, задержания и депортации нелегальных иммигрантов.
Одним из инструментов, используемых DIMIA, является компьютерная база данных «The Movement Alert List», содержащая сведения о лицах, чей въезд может представлять угрозу благосостоянию страны. На 1 июля 2003 г. в ней были представлены материалы на 235 тыс. чел., совершивших криминальные преступления, нарушивших миграционное законодательство и пр.
Все компании, осуществляющие международные авиаперевозки, обязаны представлять DIMIA данные о пассажирах. Такая система контроля пассажиропотока позволяет DIMIA в режиме реального времени выпускать директивы в адрес воздушных перевозчиков в случае, если пассажиры не располагают документами, допускающими их въезд на территорию страны. DIMIA располагает штатом служащих в международных аэропортах стран, имеющих прямое воздушное сообщение с Австралией, основная функция которых содействовать работникам аэропортов в проверке дорожных документов.
Вовлечение в организованную контрабанду людских ресурсов рассматривается как основной фактор роста нелегальной миграции. Внеся в 2001 г. изменения в законодательство в части ужесточения мер борьбы с незаконным проникновением на территорию страны, правительство Австралии заявило о своей непримиримости в отношении деятельности, связанной с траффикингом нелегальных иммигрантов. С этой целью применяются следующие меры:
- создание иммиграционной зоны, в которую вошли острова, расположенные в северной части побережья Австралии;
- лишение лиц, въезжающих в страну нелегально и претендующих на получение убежища в Австралии, возможности обратиться в будущем за получением визы на постоянное пребывание, а также возможности воссоединения в Австралии с членами семьи. В случае выезда за пределы страны, их возвращение на территорию Австралии запрещается;
- ужесточение наказания лиц, способствующих незаконному въезду иностранцев: лишение свободы на срок от 5 до 20 лет (от 8 до 20 лет при повторном нарушении закона) и взыскание штрафа в размере 220 тыс. долл. США;
- расширение правомочий австралийских береговых служб в выявлении и задержании судов, занимающихся транспортировкой нелегальных иммигрантов;
- увеличение штата служащих иммиграционных служб;
- активизация информационных кампаний за рубежом, целью которых является предупреждение нелегальной иммиграции.
Интеграция иммигрантов
В основу политики интеграции иммигрантов положено признание культурного многообразия австралийского общества. В 1999 г. Парламент страны принял программный документ «Новая повестка дня для мультикультурной Австралии», нацеливающий на создание административной, социальной и экономической инфраструктуры, отвечающей потребностям многонационального населения страны; содействие достижению социальной гармонии между представителями различных культур; использование преимуществ культурного многообразия населения во благо всех австралийцев.
Австралия пришла к принятию политики культурного многообразия, столкнувшись с ростом числа иммигрантов, для многих из которых английский язык не являлся родным. В своем развитии политика мультикультурализма (Multiculturalism) в Австралии прошла ряд этапов. В 1901–1960 гг. проводилась политика ассимиляции «Белая Австралия». Из стран происхождения иммигрантов предпочтение отдавалось Великобритании. Выходцы из других стран должны были заимствовать язык и культуру белого населения Австралии. Пересмотр иммиграционного законодательства в 1966 г. положил конец политике «Белой Австралии», открыв каналы иммиграции для не европейцев, обладающих высокой квалификацией. Новая политика интеграции иммигрантов допускала сохранение ими своей культурной и этнической идентичности. Термин «мультикультурализм», означающий признание, принятие и уважение культурного многообразия населения страны, был введен в политический оборот в 1973 г.
С тех пор политика мультикультурализма в Австралии обрела институциональную структуру. В 1979 г. по инициативе коалиционного правительства страны был создан Австралийский институт по вопросам культурного многообразия. В 1987 г. образовано Управление по проблемам мультикультурализма, позднее, в 1996 г., вошедшее в структуру Департамента иммиграции. В 1987 г. правительством страны с целью разработки политических рекомендаций на следующее десятилетие и реализации мер содействия развитию культурного многообразия был учрежден Национальный консультативный совет по вопросам мультикультурализма. Его рекомендации легли в основу программы правительства «Новая повестка дня для мультикультурной Австралии», реализация которой продлена на период 2003–2006 гг.