С 1978 года все больше иностранцев с разными целями приезжают в Китай: чтобы реализовать строительные проекты, учиться в университетах и институтах, вести научные исследования или заниматься различным бизнесом. Иностранцы, посещающие Китай, - это персонал, занятый на дипломатической и иной государственной службе, бизнесмены, эксперты, специалисты, исследователи и ученые, студенты, туристы, люди, навещающие родственников и друзей, те, кто ищет работу, и другие.
Наряду с туристами правительство стремится привлекать иностранных экспертов на работу в Китай с тем, чтобы ускорить переход к рыночной экономике. Иностранные эксперты рассматриваются как составная часть процесса модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и обороны страны. Нужны высший управленческий персонал, ученые, техники, инженеры и другие высококвалифицированные люди. Долгосрочная стратегия китайского правительства для удовлетворения этой потребности включает посылку студентов и научных работников на учебу за рубеж.
Принципы привлечения иностранных экспертов на работу в Китай сформулированы во "Временных правилах для агентств, организующих работу иностранных экспертов в Китае", принятых 25 августа 1995 года. Соответствующие агентства, включенные в эту программу, несут следующие обязанности:
• Определяют квалифицированных иностранных экспертов, желающих работать в Китае. Иностранные эксперты должны быть в состоянии обеспечивать технический инструктаж, консультации, профессиональное обучение, чтение лекций и проведение исследований.
• Помогают иностранным экспертам выдвигать и изучать проекты, проводить маркетинговые исследования, анализировать процессы менеджмента и консультировать лиц, принимающих решения в Китае.
• Проводят предварительную подготовку экспертов к работе и оказывают им помощь.
Для укрепления административного управления занятостью иностранцев в Китае 22 января 1996 года были приняты "Правила административного управления занятостью иностранцев в Китае". Иностранцы, стремящиеся получить работу в Китае, должны удовлетворять следующим условиям:
• Быть в возрасте 18 лет и старше.
• Обладать хорошим здоровьем.
• Располагать профессиональными знаниями и опытом работы, необходимыми для желаемого трудоустройства.
• Не иметь криминального прошлого.
• Иметь четко определенного нанимателя.
• Иметь действующий паспорт или иные международные проездные документы, его заменяющие.
Получив санкцию правительства, наниматели должны обратиться за разрешением на трудоустройство иностранцев, которых они хотят пригласить. В соответствии с правилами, освобождаются от получения лицензии и разрешения на трудоустройство иностранцы, отвечающие следующим условиям:
• Те, кто нанимаются непосредственно китайским правительством или китайскими правительственными агентствами и занимают высокие технические должности или обладают особыми знаниями, признанными их отечественными или международными властями или профессиональными ассоциациями, или имеют сертификат иностранного эксперта, выданный китайским Бюро по делам иностранных экспертов.
• Иностранные рабочие со специальной подготовкой, которые работают на нефтепромыслах в офшорной зоне и не нуждаются для своего трудоустройства в посещении материка и получении "разрешения на работу для иностранного персонала, занятого в Китайской Народной Республике".
• Иностранцы, которые осуществляют коммерческие развлекательные представления с разрешения Министерства культуры и имеют "разрешение на временные коммерческие представления".
Иностранцы могут быть освобождены от получения лицензии на трудоустройство и обратиться непосредственно после прибытия за разрешением на трудоустройство, представив свои визы занятости и соответствующие документы, если они относятся к одной из следующих категорий:
• Иностранцы, занятые в Китае в соответствии с соглашениями или договоренностями, достигнутыми между китайским правительством и иностранными правительствами или международными организациями и направленными на реализацию китайско-иностранных проектов сотрудничества и обмена.
• Иностранцы, занятые в качестве представителей постоянных офисов иностранных предприятий в Китае.
Отдельные люди могут также своими силами искать работу за рубежом. Однако государство выступает против любого вида и любой формы несанкционированной внешней миграции и проводит курс на строгое наказание и пресечение незаконной внешней миграции. Эта политика включает следующие элементы:
• У тех, кто нелегально прибывает в Китай или покидает его, используя недействительные паспорта или иные удостоверения, эти документы конфискуются, а сами они, независимо от гражданства, подвергаются уголовному преследованию по соответствующим законам.
• Те, кто подделывает, изменяет, злоупотребляет, передает, покупает или продает визы и паспорта, подвергаются штрафу и задержанию на срок до 10 дней. Серьезные нарушения преследуются по соответствующим законам.
• Те, кто получил действенные сертификаты для въезда в Китай или выезда из него, предоставив ложную информацию, фальшивые документы или дав взятку, получают предупреждение или задерживаются на срок до 5 дней. Иностранцам, допустившим серьезные нарушения, может быть предписано покинуть Китай в течение определенного срока. Против китайских граждан и иностранцев, допустивших нарушения, достаточно серьезные, чтобы квалифицироваться как преступления, возбуждается уголовное дело.
• Китайские граждане, обманывающие государственные органы при запросах на выдачу паспорта, задерживаются на срок до 5 дней или получают запрет на выезд за рубеж на срок от одного года до пяти лет в случае серьезных нарушений.
В настоящее время китайская политика в отношении внешней миграции включает два компонента: политику по экспорту рабочей силы и политику по привлечению иностранных экспертов. И та, и другая являются составными частями курса Китая на реформы и открытость. Экспорт рабочей силы из Китая до 1978 года был ограничен. Он особенно ускорился в 1990-х годах в связи с интеграцией китайской экономики в мировую экономику. Китай стал экспортировать все больше работников в различные регионы. Китайское правительство поощряет организованный экспорт рабочей силы, осуществляемый уполномоченными фирмами. По данным Министерства труда и социального обеспечения, эти фирмы обеспечили занятость за рубежом в конце 1998 года 60 тысяч работников, а в 1999 году - 100 тысяч. Китайские граждане работают в области сельского хозяйства, швейного дела, строительства и питания более чем в 10 странах и регионах. Вопреки предположениям, что Китай экспортирует рабочую силу, чтобы решить проблему занятости, экспорт рабочей силы ни в коей мере не может служить значительным выходом для страны с населением в 1,3 млрд. человек.