Палата общин Канады, в задачу которой входит пересмотр требований программы Temporary Foreign Worker Program, предложила внести в нее огромное количество изменений: для рабочих - упрощенные пути получения статуса постоянного жителя, для работодателей - более простые способы соответствия рыночным требованиям.
Комитет призывает устранить правило, согласно которому разрешение на работу иностранного работника привязывает его к определенному работодателю, ссылаясь на то, что это приводит к нарушениям отношений между начальником и подчиненным. Кроме этого, предлагается поместить тех работодателей, которые имеют хорошую историю по программе Temporary Foreign Worker Program (TFWP), в категорию «Доверенных работодателей», что приведет к ускорению процесса получения документа LMIA – Labour Market Impact Assessment (досл. Оценка воздействия на рынок труда).
Через несколько часов после публикации данных предложений, министр по делам иммиграции Канады Джон МакКаллум и министр занятости, развития трудовых ресурсов и труда Мэриэнн Михичук заявили, что предложенные комитетом изменения будут рассмотрены и окончательное решение об их принятии будет известно через 4 месяца. Принимая во внимание тот факт, что основную часть комитета и палаты общин составляют либералы, ожидается, что изменения все-таки вступят в силу, как и обещало Правительство в ноябре прошлого года при вступлении в должность. Последний раз изменения в программе TFWP были сделаны в июне 2014 года.
Подробнее о рекомендуемых изменениях:
Плата за рассмотрение заявки на получение LMIA
До комитета дошли сведения, что для некоторых предприятий (особенно, предприятий малого бизнеса) плата в размере 1000$ мешает их конкурентоспособности. Для семьи, нуждающейся в нянечке или сиделке, эта сумма также довольно-таки обременительна. Поэтому комитет предлагает следующее:
1. Министерство человеческих ресурсов и социального развития и Министерство по делам иммиграции, беженцев и гражданства Канады должны незамедлительно предпринять определенные действия по продлению разрешений на работу с одного до двух лет для сиделок по классу с низкой заработной платой.
Сроки обработки заявок
Члены комитета согласны, что необходимо упорядочить процедуру подачи заявок на получение LMIA. Ведь известно, что затяжные сроки рассмотрения заявок сказываются негативным образом на продуктивности самих предприятий, а это в свою очередь оказывает влияние на самих временных работников, ведь возможность продлить разрешение на работу зависит от того, получит ли работодатель LMIA. Поэтому комитет предлагает следующее:
2. Министерство человеческих ресурсов и социального развития Канады должно пересмотреть заявочную процедуру с целью увеличения скорости рассмотрения заявок и ее эффективности. При пересмотре необходимо особое внимание должно быть обращено на классификатор профессий NOC, а также адекватное распределение ресурсов.
3. Министерству также следует ввести программу «Доверенный работодатель» с целью сокращения сроков рассмотрения заявок LMIA для тех работодателей, который уже доказали свою добросовестность по программе Temporary Foreign Worker Program (TFWP).
4. Министерство должно пересмотреть политику в отношении иностранных преподавателей, работающих либо находящихся в поиске работы в аккредитованных образовательных учреждениях Канады, и чье рабочее место на данный момент зависит от решения получения работодателем LMIA. Предлагается сделать для них исключения по вопросу получения LMIA и предоставив всевозможные варианты размещения.
5. Также предлагается допустить незначительные изменения в трудовых договорах по программе Temporary Foreign Worker Program, а именно: касательно характера работы, размера заработной платы (по согласию обеих сторон), но с условием, что эти изменения не скажутся на работоспособности иностранного работника, а Министерство человеческих ресурсов и социального развития Канады должно быть вовремя оповещено об этих изменениях. Кроме этого, изменения не должны нарушать истинный смысл описания работы.
Классы программы Temporary Foreign Worker Program
В настоящее время программа Temporary Foreign Worker Program состоит из нескольких классов, каждый из которых имеет свои требования к кандидатам. В комитете предлагают изменить существующую структуру программы, поскольку она не отвечает индивидуальным требованиям различных сфер деятельности. Комитет признает, что существующие классы данной программы не обязательно отражают запросы рынка рабочей силы Канады и в связи с этим предлагает следующие изменения:
6. Министерству человеческих ресурсов и социального развития Канады следует реорганизовать программу Temporary Foreign Worker Program таким образом, чтобы она приносила лучшие показатели как в экономическом, так и в социальном плане. Министерству также следует разделить программу TFWP на более конкретные классы, которые адекватно отражают реалии рынка рабочей силы Канады.
7. Министерство по делам иммиграции, беженцев и гражданства Канады должно изучить, как повлияет расширения такого понятия, как сельское хозяйство, (как указано в Регламенте иммиграции и зашиты прав беженцев) на саму аграрную сферу.
8. Министерство человеческих ресурсов и социального развития и Министерство по делам иммиграции, беженцев и гражданства Канады должны пересмотреть и улучшить механизмы привлечения мигрантов в Канаду на постоянные и временные рабочие места.
План перехода на канадскую рабочую силу
В настоящее время работодатели, находящиеся в поиске высокооплачиваемых работников, должны предоставлять план перехода на канадскую рабочую силу вместе со своей заявкой на получение LMIA. Это делается для того, чтобы работодатель доказал, что потребность в иностранных работниках со временем уменьшится. План перехода необходим для того, чтобы работодатели, принимающие на работу иностранных граждан, выполняли цель данной программы TFWP.
Большинство членов комитета сошлись во мнении, что требования к плану перехода на канадскую рабочую силу не совсем реалистичны, поскольку нехватка высококвалифицированных специалистов действительно имеет место быть, а заполнить рабочие места в короткий период времени нереально. Было также предложено совсем отменить планы перехода. Однако комитет пришел к следующему мнению:
9. 5% рабочей силы предприятий, которая состоит из высокооплачиваемых и высококвалифицированных иностранных специалистов, должна быть освобождена от требований по предоставлению планов перехода на канадскую рабочую силу.
10. Министерству человеческих ресурсов и социального развития необходимо разработать меры для надлежащего распределения учебно-образовательных ресурсов в тех сферах, которые с большей степенью вероятности подвержены нехватке рабочей квалифицированной силы. Министерству также необходимо внести производственную практику как одно из требований плана перехода на канадскую рабочую силу.
11. Министерство, предприятия и акционеры должны продолжать следить за востребованностью на ранке труда для того, чтобы вовремя заполнять пробелы и снизить зависимость от иностранной рабочей силы, и вместо этого вложить средства в сбор и сохранение информации о востребованных профессиях в Канаде с целью адекватной оценки рыночных требований.
Лимит рабочей силы, состоящей из низкооплачиваемых временных иностранных работников
В настоящее время на работодателей, имеющих в своем штате 10 и более сотрудников и подающих на получение LMIA, накладывается лимит в 10% от их общей рабочей силы, в которую могут входить низкооплачиваемые временные иностранцы. Введение такого лимита отрицательно сказалось на производительности некоторых предприятий. В связи с этим, комитет предлагает следующее:
12. Министерству человеческих ресурсов и социального развития необходимо установить 20%-ый лимит на число временных иностранных работников, которых предприятие может принять на работу в определенный момент.
Низкооплачиваемые рабочие места в сферах проживания, пищевой промышленности и розничной торговли
В настоящее время в отношении некоторых низкооплачиваемых позиций в регионах с 6% уровнем безработицы заявки на получение LMIA не рассматриваются. Однако информация по рынку труда доступна на высоком уровне и не подходит для определения рыночных требований в более маленьких сообществах, входящих в более широкий географический регион. Комитет предложил следующее:
13. Министерству человеческих ресурсов и социального развития необходимо срочно принять меры по улучшению сбора данных и пересмотреть границы географических зон, используемых для определения уровня безработицы.
Разрешение на работу с привязкой к определенному работодателю
Временные иностранные работники, трудоустроенные по классу с низкой заработной платой, и наличие программы Seasonal Agricultural Worker Program (Сезонные с/х рабочие, часть программы TFWP) говорят о том, что полученное разрешение на работу в обязательном порядке привязывает работника к определенному работодателю, а это приводит к различным нарушениям отношений между начальником и подчиненным. Поэтому комитет предлагает следующее:
14. Министерству человеческих ресурсов и социального развития необходимо срочно убрать из требований пункт привязки к определенному работодателю. В таком случае это будет гарантировать использование иностранной рабочей силы только в рамках условий получения LMIA, включая любые секторные и географические ограничения.
15. Министерство по делам иммиграции, беженцев и гражданства Канады должно выдавать рабочие визы с правом многократного въезда. Цель такого предложения – предоставить рабочей силе большую мобильность в несезонное время; так что при продлении рабочей визы, виза на въезд также должна быть продлена.
Пути к получению статуса постоянного жителя для всех мигрантов
Комитет признает, что все рабочие-мигранты, особенно те, кто уже полностью интегрировался в канадское общество, должны получить больше возможностей для получения статуса постоянного жителя. Поэтому было предложено следующее:
16. Министерство по делам иммиграции, беженцев и гражданства должно пересмотреть существующие для всех временных рабочих пути получения статуса постоянного жителя с целью облегчения процедуры получения этого статуса мигрантам, которые уже интегрировались в канадское общество и заполняют постоянные рабочие места. Министерство также должно заняться распределением ресурсов с целью своевременного рассмотрения заявок от мигрантов, прибывших по программе TFWP.
17. Министерству следует провести работу с провинциями, территориями и другими правительственными департаментами с целью улучшения обмена информацией, а это в свою очередь приведет к согласованию иммиграционных и провинциальных программ и предотвратит дублирование информации.
18. Министерству по делам иммиграции, беженцев и гражданства необходимо внести поправки в Регламент иммиграции и зашиты прав беженцев, убрав правило «накопления», из-за которого некоторые работники не могут получить новые разрешения на работу, поскольку согласно существующему правилу они уже проработали в Канаде 4 года, и теперь смогут подать на получение нового разрешения еще через 4 года.
19. Министерство также должно реформировать систему Express Entry таким образом, что срочным трудовым договорам присуждается то же количество баллов, что и бессрочным.
Контроль и исполнение обязательств
Комитет признает, что контроль над программой и исполнение обязательств по ней по-прежнему проблематичны, несмотря на то, что недавно были приняты меры по улучшению этих процессов. Было предложено следующее:
20. Министерству человеческих ресурсов и социального развития необходимо проверять механизмы контроля и исполнения обязательств с целью выявления нарушений в исполнении обязательств со стороны работодателя и защиты прав мигранта-рабочего. К тому же, нужно попытаться отойти от модели подачи жалоб.
При проверке нужно уделить внимание следующим моментам:
- увеличить обмен информацией и ресурсами между провинциями и территориями;
- увеличить частоту выездных проверок и гарантировать их проведение только при условии использования временной рабочей силы работодателем;
- создать аккредитационную систему для рекрутеров;
- установить механизм разрешения конфликтов между мигрантами и их работодателями;
- в ходе выездных проверок гарантировать надлежащее исполнение обязательств на рабочем месте мигранта согласно установленным правилам;
- нести ответственность за любые травмы, полученные работником на рабочем месте.
21. Министерство человеческих ресурсов и социального развития также должно гарантировать, что рабочие мигранты и их работодатели хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях по программе TWFP, включая разрешение конфликтов, всячеcкие нарушения, размер заработной платы, поощрения, размещение и условия труда. А Департамент должен сделать все возможное для предоставления этой информации на предпочтительном для мигранта языке.
Несмотря на то, что многое из предложенного нуждается в корректировке, можно с уверенностью сказать, что большинство пунктов все же войдут в окончательный список изменений программы TFWP.