1.3. Государственные органы управления трудовой иммиграцией.
В практической работе государственных органов в области привлечения и использования иностранной рабочей силы выделяются три основные направления: во-первых, правовое обеспечение трудовой иммиграции, во-вторых, деятельность судебной системы и, в третьих, оперативное регулирование допуска на национальный рынок труда иностранной рабочей силы со стороны исполнительной системы. Регулированием трудовой иммиграции в США занимаются все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Определяющую роль при этом играет законодательная власть: Конгресс США разрабатывает иммиграционную политику американского государства и ее основные направления, включая политику в области трудовой иммиграции. Органы исполнительной власти на основе принимаемых ими нормативных актов осуществляют практическое решение этих вопросов. Судебные органы призваны толковать иммиграционные законы и способствовать их выполнению.
Основными федеральными органами исполнительной власти, занимающимися вопросами трудовой иммиграции, являются:
- Государственный департамент США;
- Министерство юстиции США, в состав которого входит Служба иммиграции и натурализации;
- Министерство труда США.
Государственный департамент - американское министерство иностранных дел. Осуществляет иммиграционную политику государства: через посольства и консульства, число которых превышает 200 и которые входят в структуру Государственного департамента, происходит выдача иммиграционных и неиммиграционных виз, то есть практическое решение вопросов въезда иностранцев в США.
Американские консулы на местах наделены правом принятия окончательного решения о выдаче визы или об отказе в ее получении. Данное решение не может быть пересмотрено никакими другими должностными лицами Государственного департамента.
Служба иммиграции и натурализации (СИН) - подразделение Министерства юстиции США со штабом-квартирой в г. Вашингтон. Основное федеральное учреждение, осуществляющее контроль за въездом и проживанием иностранцев в Соединенных Штатах, а также за их выездом за пределы этой страны. Представлена управлением центрального аппарата, четырьмя региональными офисами (Восточным, Северным, Южным и Западным), четырьмя региональными сервисными центрами, 60 отделениями, расположенными по всей территории США, сетью зарубежных представительств. Решает оперативные вопросы регулирования иммиграции, включая вопросы получения иностранными гражданами работы в США. В ее функции входит непосредственное претворение в жизнь иммиграционного законодательства, а важнейшими задачами являются:
- контроль за въездом и проживанием иностранных граждан на территории США;
- рассмотрение заявок на продление сроков пребывания, изменение категории визы, иммиграционных петиций по всем категориям, получение статуса постоянного жителя и гражданина США;
- охрана государственных сухопутных и морских границ США, пресечение нелегальной иммиграции;
- пресечение контрабандного ввоза иностранцев в США;
- борьба с группами лиц, занимающихся изготовлением и продажей фальшивых личных документов американских граждан;
- выявление иностранцев, нелегально проживающих в США, и их депортация.
Служба иммиграции и натурализации осуществляет двойной контроль за прибывающими в США иностранцами. Несмотря на имеющуюся у иностранца въездную визу, СИН может отказать во въезде на границе.
Министерство труда рассматривает ситуацию с допуском иностранной рабочей силы исходя из положения на рынке труда. При осуществлении иммиграционной политики государства, связанной с трудоустройством иностранных граждан, в его функции входит:
- проведение трудовой сертификации - выдача потенциальным работодателям сертификатов, удостоверяющих целесообразность привлечения и использования трудовых мигрантов на данные рабочие места.
- в функции данного министерства входит принятие решения о том, не лишит ли въезжающий в США рабочего места кого-либо из постоянных жителей или граждан этой страны;
- проведение процедуры трудовой аттестации - рассмотрение заявок потенциальных работодателей об условиях труда на их предприятиях, в которых оговариваются определенные обстоятельства, связанные с наймом иностранного работника;
- информирование населения о ситуации на рынке труда - публикация перечня профессий, в которых США испытывают особую нужду и на которые могут ориентироваться работодатели при подаче их иммиграционных петиций;
- установление официального уровня бедности, на основании которого принимается решение о том, не станет ли потенциальный иммигрант обузой для общества.
Особыми функциями государственных органов США по регулированию иммиграции в части обработки иммиграционных дел (рассмотрение заявок на иммиграционные визы, проверка потенциальных иммигрантов на предмет совершения ими уголовных дел и иных преступлений) наделен Национальный визовый центр, управляемый Государственным департаментом. Ряд практических вопросов решаются Федеральным бюро расследований, в функции которого входит проверка потенциального иммигранта на наличие его имени в Межштатной базе данных Национального центра информации по преступлениям, а также Министерства здравоохранения США.
1.4. Регулирование трудоустройства и занятости временных работников.
В соответствии с действующим иммиграционным законодательством установлена следующая процедура допуска иностранцев на временную работу в США.
В Службу иммиграции и натурализации работодателем подается заявка на классификацию въезжающего в качестве временно работающего или проходящего стажировку. Как правило, заявка подается на каждого претендента в отдельности. Однако в том случае, если въезжающие предполагают заниматься сходным видом деятельности, получать визу в одном и том же американском консульстве за границей и работать в США на территории одного района, допускается включение в заявку нескольких лиц.
В заявке содержатся данные о работодателе, включая его имя, адрес, характер предпринимательской деятельности, число наемных работников, общий годовой доход, адрес предприятия, а также сведения о характере будущей деятельности временно въезжающего в США - период найма, величина недельной зарплаты, количество рабочих часов в неделю, размер оплаты за сверхурочную работу и другие данные о предстоящей деятельности работника.
Для характеристики технологии получения иностранцем работы в США наибольший интерес представляют процедура и возможности въезда на американскую территорию иностранных граждан по категории визы Н-2. В соответствии с Законом об иммиграции и натурализации при подаче заявки на въезд временного работника в США по данной категории к ней должны прилагаться следующие дополнительные документы:
а) предложение о найме от американского работодателя, то есть заявление, содержащее детальное описание причин, по которым необходим приезд на работу иностранного гражданина, а также разъяснение того, являются ли эти причины временными, сезонными или постоянно действующими;
б) сертификат Министерства труда, удостоверяющий, что работник данной профессии и квалификации не может быть найден американским работодателем в США в нужном месте и в нужное время для выполнения работ или услуг, указанных в ходатайстве, и что трудоустройство иностранца не повлияет неблагоприятным образом на заработную плату и условия труда американских работников аналогичной специальности.
Для получения сертификата Министерства труда потенциальный работодатель должен доказать невозможность привлечения на данное рабочее место и данную зарплату американского гражданина или лица, постоянно проживающего в США. Для этого он обязан подать заявку на привлечение дополнительной рабочей силы в местное отделение Службы занятости с точным описанием имеющихся у него в наличие рабочих мест. Кроме того, работодатель перед наймом иностранного работника должен опубликовать объявления о наличии у него свободных рабочих мест в местной печати, ждать в течение определенного времени поступления предложений от американских претендентов, а также провести собеседование с каждым из них.
В том случае, если после публикации объявления о свободных рабочих местах ни один из претендентов не удовлетворит требованиям работодателя, он должен представить в Министерство труда подробное объяснение причин, по которым никто из них не прошел собеседование.
Если таким образом подтверждается невозможность найма местных работников или привлекаемых в рамках межрегионального обмена, Министерство труда рассматривает заявку работодателя с точки зрения общего уровня занятости и заработной платы в данной отрасли экономики. Только после этих процедур принимается окончательное решение о целесообразности допуска иностранных работников на данные рабочие места. В случае положительного решения работодателю через местное отделение Службы занятости выдается сертификат.
Необходимо отметить, что само по себе наличие сертификата Министерства труда еще не гарантирует право иностранного работника на въезд в США. Окончательное решение вопроса о его допуске на временную работу в США в значительной степени зависит от Службы иммиграции и натурализации Министерства юстиции, рассматривающей заявку на въезд вместе со всеми прилагающимися документами, главным из которых является сертификат Министерства труда.
При одобрении заявки работодателя Службой иммиграции и натурализации она направляется в Государственный департамент, который приступает к оформлению виз для временно въезжающего работника.
1.5 Меры по борьбе с нелегальной иммиграцией.
Теперь иммиграционным властям предоставлены полномочия самостоятельно принимать решения о высылке иностранцев без дальнейшего пересмотра такого решения, если иностранец прибывает в пункт въезда в США с фальшивыми документами или без документов вообще.
Согласно новым правилам, иностранный гражданин может быть немедленно депортирован при въезде в Соединенные Штаты по многократной визе, если он нарушил срок предыдущего пребывания хотя бы на один день. Причем в ближайшие пять лет он не получит разрешения на въезд в США. В случае, если будет установлено, что иностранный гражданин незаконно находится на территории США в течение 6 месяцев, то он не сможет въехать в США в течение трех лет. При нарушении срока пребывания на 12 месяцев и более, въезд будет запрещен в течение десяти лет.
В настоящее время за незаконный наем иностранцев работодатели подвергаются крупному штрафу. Согласно закона Об иммиграции и гражданстве 1996г. (ст. 274), его размер установлен в следующих размерах:
- от 250 до 2000 долларов США за каждого иностранца, не имеющего разрешение на трудоустройство;
- от 2000 до 5000 долларов США за каждого незаконно работающего в случае повторного нарушения работодателем действующего порядка трудоустройства иностранных работников;
- от 3000 до 10000 долларов США за каждого незаконно трудоустроенного иностранца в случае многократного нарушения действующего законодательства.