В Законе об иностранцах большой блок посвящен решению проблем социальной интеграции иностранцев, В частности, предусматривается создание специального органа, в задачу которого входит координация деятельности государственных структур в иммиграционной сфере.
Предпринимаются конкретные шаги по подписанию двухсторонних соглашений в области внешней трудовой миграции. В сентябре 1999 г. Испанией было подписано двухстороннее соглашение с Марокко, регламентирующее порядок временной трудовой деятельности марокканцев в стране. На очереди подписание подобных документов с Россией. Эквадором, Мали, Перу, Польшей, Румынией и др. странами.
Санкции за нелегальную иммиграцию, незаконную занятость и миграционный трафик
Большое внимание уделено в Законе об иностранцах мерам борьбы с нелегальной иммиграцией и занятостью, "черными биржами труда". Административные правонарушения за незаконную занятость иностранных граждан подразделяются на проступки, серьезные и тяжкие деяния.
К административным проступкам относится занятие иностранным гражданином трудовой деятельностью без разрешения на работу при наличии временного вида на жительство или в случае, когда в его предоставлении было отказано (ст. 48 Закона об иностранцах). В качестве меры наказания предусмотрен штраф до 300 евро.
К серьезным правонарушениям относится работа без соответствующего разрешения или наличие административного разрешения па трудовую деятельность в случае отсутствия действующего вида на жительство, а также работа без соответствующего разрешения или наличие административного разрешения на трудовую деятельность в случае отсутствия действующего вида на жительство, а также участие иностранца в противозаконной деятельности (ст. 49 Закона об иностранцах). Предусмотрен штраф от 300 до 6000 евро.яжкими правонарушениями в Испанском законодательстве являются ст. 50. Закона об иностранцах:
- участие в деятельности, несущей угрозу внешней безопасности государства или осуществление любой деятельности, которая могла бы нанести ущерб отношениям Испании с другими странами;
- участие в деятельности, нарушающей общественный порядок;
- содействие незаконному транзиту или иммиграции лиц в Испанию, лицом, являющимся членом организации, ставящей своей целью извлечение прибыли;
- прием на работу или использование труда иностранных рабочих без предварительного получения разрешения на их найм;
- совершение третьего серьезного правонарушения при условии совершения подобных двух в предшествующие 2 года.
За осуществление этих проступков предусмотрен штраф от одного до десяти миллионов песет.
В Испанском законодательстве детально проработали вопросы, связанные с созданием условий для борьбы с нелегальной иммиграцией, в особенности с организованными формами преступности в иммиграционной сфере. Впервые в испанском законодательстве как уголовное преступление классифицирована деятельность по нелегальному ввозу иммигрантов на территорию страны. В Законе об иностранцах предусматривается уголовное наказание за такие действия, как содействие созданию или участие в преступных организациях, занимающихся доставкой нелегальных иммигрантов в Испанию или использующих ее территорию в качестве транзитной (ст. 50).
В Уголовном кодексе Испании за контрабандную переправку людей предусмотрено наказание в виде лишения свободы, кроме этого, взыскание крупного денежного штрафа для лиц, осуществляющих такую деятельность, либо оказывающих им какую-либо помощь, в том числе финансовую (ст. 312, 318. 515, 517 и 518). В соответствии со ст. 312 Уголовного кодекса для лиц, осуществляющих незаконную переправку рабочей силы, предусматривается наказание в виде лишения свободы от 2 до 5 лет. Для лиц, занимающихся и оказывающих содействие контрабандной переправке людей на территории Испании или их транзиту в другие страны, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет, либо крупный штраф.
Для лиц, которые посредством своей экономической или любой другой деятельности способствуют созданию преступных организованных групп по переправке мигрантов, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 1 до 3 лет, крупный штраф и запрещение на занятие государственной должности на срок от 1 до 4 лет.
Испанское законодательство четко классифицирует действия по содействию властям с целью разоблачения организованных групп, участвующих и миграционном трафике. Так, к иностранцу, перешедшему испанскую границу по не установленным для этого каналам или не заявившему о своем пребывании, вследствие чего нелегально находящемуся в Испании или работающему без разрешения, без документов или по подложным документам, ставшему жертвой, пострадавшим или свидетелем незаконной переправки людей, незаконной иммиграции, незаконной поставки рабочей силы или принуждения к занятию проституцией, исходя из тяжелого материального положения, может не применяться административная ответственность, и он также не будет подлежать выдворению из страны, если заявит властям об организаторах и участниках вышеуказанных операций или будет сотрудничать с полицией, предоставляя значимые данные или свидетельствуя при необходимости на соответствующем процессе против обвиняемых (ст. 55 Закона об иностранцах).
В числе мер по борьбе с нелегальной миграцией особое место занимает выдворение с территории страны. Выдворение из страны подразумевает запрет на въезд на территорию Испании в течение периода от трех до десяти лет (ст. 54. Закона об иностранцах).
Важнейшие процедуры выдворения и интернирования сводятся к следующему:
- иностранцы, которым на границе отказано во въезде, в максимально короткие сроки подлежат возвращению в пункт, откуда они прибыли. Местные власти, обеспечивающие возвращение иностранных граждан, в случае задержки свыше 72 часов, обращаются к следователю,который определяет место их временного содержания до тех пор, пока не будет решен вопрос об их выдворении;
- места содержания иностранцев не являются пенитенциарными учреждениями, в них обеспечивается доступ к услугам социального, юридического, культурного и медицинского характера с тем лишь исключением, что задержанные иностранцы не имеют права на услуги амбулаторного лечения;
- о задержании иностранца, подлежащего выдворению, немедленно информируется МИД Испании и посольство его страны.
В соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти могут предложить следователю, ведущему дело, интернировать иностранца в центр интернирования на период ведения дела. Судебное решение об интернировании задержанного, подлежащего выдворению, должно приниматься после заслушивания объяснения заинтересованного лица. Срок интернирования определяется в зависимости от времени, необходимого для ведения дела, однако он не должен превышать 40 дней, ни продлеваться по любой из причин, предусмотренных судебным делом.
21 октября 2003 года в Испании утвержден новый закон об иностранцах
Испанский парламент большинством голосов одобрил поправки к закону об иностранцах. Новый вариант закона, призванный регулировать растущий поток иммигрантов в Испанию, вступит в силу с 1 января 2004 года.
Как сообщает РИА "Новости", главным новшеством в законе является введение въездной визы в Испанию сроком на три месяца с правом на работу. Те иммигранты, которые получат в своих странах такую визу и в течение указанного срока найдут работу в Испании, приобретут право на жительство, которое будет возобновляться, если иностранец работает в стране. Вместе с тем ужесточены преграды для незаконного въезда иммигрантов, а также увеличены возможности для их депортации, если они нарушат законы Испании.
Негативной стороной нового закона об иммиграции, как указывают проголосовавшие против него партии, является то, что он практически отменяет существующее в данный момент правило, согласно которому иммигрант, проработавший в Испании пять лет, получает право на легализацию своего положения. Такое разрешение будет даваться в индивидуальном порядке.
По разным данным, в настоящее время количество иммигрантов, находящихся в стране без документов, составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Законом не предусмотрены никакие меры для решения этой проблемы.