Новая Зеландия — типичная переселенческая страна (наряду с Австралией, Канадой и США), уже два века проводящая открытую иммиграционную политику, которая направлена на привлечение рабочей силы из других стран. По результатам переписи населения, проведенной в марте 2001 г., почти 20% жителей Новой Зеландии родились за ее пределами, что меньше, чем в Австралии (24%), но больше, чем в Канаде (17%) и США (10%). 32,2% от этого числа составляют переселенцы из Великобритании и Ирландии, 24,9% — из Океании и 12,8% — из Восточной Азии (КНР, Гонконг, Япония, Корея и Тайвань).
Распределение иммигрантов по месту рождения отражает историю миграции в Новую Зеландию. Ее можно разделить на два основных этапа: первый — до 70-х гг. XX в.; второй — после 70-х гг. Последний, в свою очередь, можно подразделить на две части: 1970–1980-е гг. и период с конца 80-х гг. по настоящее время. Первый этап характеризовался тем, что почти все иммигранты в Новую Зеландию в это время были выходцами с Британских островов и из других бывших колоний Великобритании. Кроме того, в 1947–1970 гг. существовала также специальная квота для переселенцев из Нидерландов. Новозеландское правительство привлекало иммигрантов различными способами, в том числе, оплачивая их транспортные расходы.
Изменение миграционной политики в начале 1970-х гг. во многом было связано со вступлением Великобритании в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество. После этого характер экономических и торговых связей между бывшими метрополией и зависимыми территориями, вошедших в Британское Содружество, стал изменяться. С 1974 г. граждане Великобритании для проживания и работы в Новой Зеландии должны получать разрешение. Но, несмотря на это, они до сих пор составляют значительную часть в новозеландской иммиграции.
С этого времени отмечается рост доли приезжающих на постоянное место жительства из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя еще в 1950–1960-е гг. существовала трудовая миграция из стран Океании неквалифицированной рабочей силы в сельское хозяйство и на «грязные» производства, основной поток переселенцев начался именно в 70-е гг.
Стоит отметить особые отношения Новой Зеландии с Австралией в области миграции, с которой она в 1972 г. заключила Транс-Тасманский договор свободного передвижения (Trans-Tasman Travel Agreement). По нему все граждане и иммигранты со статусом постоянного жителя каждой страны имеют право свободного въезда в другую. В течение последних 20 лет Новая Зеландия имеет отрицательное сальдо в миграционном обмене со своим ближайшим соседом. На момент последней переписи населения в октябре 2001 г. в Австралии проживало 356 тыс. чел., родившихся в Новой Зеландии, что составляет примерно 1,9% всего населения страны, а в Новой Зеландии в марте 2001 г. насчитывалось 56,3 тыс. чел. (1,5% населения страны), родившихся в Австралии. Сравнительно одинаковые доли иммигрантов из соседней страны во всем населении вводят в заблуждение: многие из переселенцев в Новую Зеландию, родившихся в Австралии, являются детьми новозеландцев, которые долгое время прожили на «зеленом континенте» и вернулись в 1980–1990-х гг. обратно.
Низкий уровень иммиграции в Новую Зеландию, заинтересованную в привлечении новых переселенцев, в начале 80-х гг. привел к пересмотру миграционного законодательства. В 1987 г. был принят закон об иммиграции, на котором сегодня базируется новозеландская миграционная политика. До него в основе иммиграционной политики Новой Зеландии было отдано предпочтение иммигрантам из «традиционных стран переселения». Новый закон же постановил, что выбор мигрантов должен быть основан на критериях личных достоинств и не должен никого дискриминировать по расе, национальности или этническому происхождению, цвету кожи, полу, религии или этическим убеждениям.
В соответствии с ним любой человек, желающий иммигрировать в Новую Зеландию, должен предварительно получить «вид на жительство». Получение данного статуса позволяет человеку жить, работать, учиться и пользоваться иными правами в Новой Зеландии наравне с ее гражданами. В дальнейшем, прожив в Новой Зеландии три года, иммигрант, при соблюдении ряда иных требований (знание английского языка, а также прав и обязанностей гражданина), может обратиться за получением гражданства.
С 1988 г. к закону об иммиграции было принято 13 поправок (последняя в 2002 г.). Поправка 1991 г. ввела балльную систему отбора иммигрантов (подобную канадской и австралийской), по которой оцениваются их характеристики (квалификация, трудовой стаж, финансовые активы и др.).
В начале 1990-х гг., сразу после введения балльной системы, иммигранты приезжали в основном из восточно-азиатских стран (Гонконг, Тайвань, Республика Корея). К концу десятилетия, в результате как Азиатского экономического кризиса 1997 г., так и замедления роста экономики Новой Зеландии, число переселенцев из этого региона уменьшилось, но в начале уже этого века вновь увеличилось.
Также значительное число иммигрантов в настоящее время приезжает из Индии, ЮАР и стран Океании. В 2000–2001 гг. на постоянное место жительства всего въехало 44,6 тыс. человек, в том числе по 5,8 тыс. — из Великобритании и Индии, 5,4 тыс. — из Китая, 4,0 тыс. — из ЮАР и 3,1 тыс. — с Фиджи.
В настоящее время в обществе происходит дискуссия об ограничении притока иммигрантов из азиатских стран (доля которых в сумме составляет более 1/2 от всех переселенцев), особенно из Китая и Индии. Сторонником этого выступает партия националистического характера New Zealand First, выдвигающая антииммиграционные лозунги.