Законодательство, регулирующее тенденции иммиграции, органы управления миграцией, въезд в страну иностранных граждан, регистрация иностранцев, допуск иностранной рабочей силы на национальный рынок в Японии
Тенденции иммиграции
В целом, несмотря на значительный рост иностранной рабочей силы, прибывающей в страну, ее относительное количество остается незначительным. Среди экономически развитых государств мира Япония входит в группу стран с относительно закрытой иммиграционной системой по допуску на рынок труда неквалифицированной рабочей силы. В соответствии с действующим иммиграционным законодательством из числа иностранных граждан легально на неквалифицированную работу могут претендовать лишь иностранцы японского происхождения, иностранные студенты и стажеры.
С другой стороны, предпочтения при проведении иммиграционной политики отдаются высококвалифицированным работникам, обладающим современными знаниями по внедрению новых информационных технологий во все традиционные отрасли и сферы. При приеме квалифицированных специалистов со стороны частных компаний создаются условия для их дальнейшего обучения и переобучения, профессиональной переподготовки, участия в учебных программах с целью совершенствования управленческих и предпринимательских навыков. Для повышения квалификации и переобучения основной поток трудовых мигрантов в Японию направлен из азиатских стран - прежде всего из Китая, Индонезии, Филиппин, Таиланда и Вьетнама.
Хотя официально японское законодательство запрещает использовать неквалифицированную рабочую силу, малые предприятия и малый бизнес активно привлекает трудовых мигрантов из-за рубежа, часто на нелегальной основе.
Органы управления иммиграцией
Государственное регулирование трудовой миграции в Японию осуществляется Министерством иностранных дел. Иммиграционной службой Министерства юстиции и Министерством труда. Решение вопросов въезда иностранных граждан на работу находятся в компетенции Департамента по консульским и иммиграционным вопросам МИД Японии. Важнейшим направлением его деятельности является выдача виз на краткосрочное и длительное пребывание со статусом трудоустройства, выдаваемых в японских дипломатических и консульских представительствах за рубежом в соответствии с заявленной целью поездки по предъявлении действительного паспорта. При этом виза на тот или иной срок пребывания не требуется для граждан 62 стран (по состоянию на июль 2000г.), которые заключили с Японией соглашение о безвизовом въезде.
Иммиграционная служба Японии была основана в 1947 году в качестве одного из подразделений Министерства юстиции, в чьи обязанности входят проверка легальности въезда-выезда из страны, установление статуса пребывания иностранных граждан, контроль за его соблюдением, регистрация иностранцев, депортация нарушителей иммиграционного законодательства и некоторые другие функции.
Руководящим органом службы является Иммиграционный департамент Министерства юстиции, который имеет шесть отделов {общий, политический, контроля за выездом и соблюдением статусов, следственный, депортации, регистрации) и секцию по вопросам беженцев. Иммиграционному департаменту Минюста, как центральному органу, подчинены 8 региональных департаментов иммиграции в крупнейших городах страны: Токио, Осака, Нагоя, Фукуока, Хиросима, Сэндай, Саппоро и Такамацу.
В функции региональных департаментов входят контроль за въездом-выездом, пребыванием иностранцев в Японии и вопросы, связанные с признанием статуса беженца. В каждом департаменте, как правило, имеются отдел кадров, общий, финансовый, контроля за въездом-выездом, пребыванием различных категорий иностранцев-бизнесменов, студентов, деятелей искусства и т.д., следственный, регистрации, принудительный. В свою очередь региональные департаменты контролируют деятельность своих отделений на местах, расположенных во всех крупных морских и воздушных портах.
Так, например, региональный токийский департамент руководит деятельностью своих 15 отделений в Токио, Ханэда, Екота, Хитати и других городах. Всего в настоящее время в Японии насчитывается 95 отделений, каждое из которых имеет свою зону юрисдикции, определенную Минюстом.
Кроме этого в Японии имеется три иммиграционных центра, предназначенные для содержания иностранных граждан, подлежащих высылке из страны: в префектурах Нагасаки (г. Омура); Осака (г. Ибараки); Ибараки (г. Усику). В настоящее время Министерством юстиции Японии установлен ряд статусов пребывания иностранных граждан, которые могут получить в этой стране работу, предусмотренную данным статусом. Этими статусами одновременно определен и период, в течение которого можно находиться в Японии.
Въезд в страну иностранных граждан
Юридически разрешение на въезд иностранного гражданина в Японию оформляется иммиграционным инспектором в международных воздушных и морских портах в виде штампа в паспорте с указанием статуса и срока пребывания в стране.
Для въезда в Японию иностранный гражданин должен иметь въездную визу. При этом существуют семь категорий виз (дипломатическая, служебная, рабочая, общая, особая, краткосрочная, транзитная) и 28 статусов, которыми определяется цель, срок пребывания и право иностранца на оплачиваемую работу. Характер документов, которые иностранец вместе с паспортом и заполненной анкетой должен предоставить в загранпредставительство Японии для получения визы, зависят от получаемого статуса. В отдельных случаях вопрос о въезде решается непосредственно в посольстве или консульстве. Однако, как правило, документы лиц, желающих въехать в Японию, направляются на рассмотрение по следующей цепочке; МИД Японии, Минюст Японии, региональный департамент иммиграции, поручитель аппликанта и обратно по той же схеме в соответствующее посольство или консульство с заключением о результатах рассмотрения.
Процедура получения визы значительно ускоряется, если иностранный гражданин сам или через своего поручителя в Японии предоставляет необходимые документы сразу в региональный департамент иммиграции и заранее получает от Министра юстиции "свидетельство, подтверждающее статус пребывания". Предоставляемые аппликантом подтверждающие статус документы должны свидетельствовать о его профессии, стаже работы, служебном положении, получаемой зарплате и других данных. Поручителем, как правило, является японец, работающий в организации /НИИ, учебное заведение, промышленная или торговая фирма, редакция газеты и т.д./, куда по контракту направляется иностранец, или родственники в Японии, готовые оказать материальную поддержку во время его пребывания в стране. "Свидетельство, подтверждающее статус пребывания", действительно в качестве основания для подачи визовой заявки на въезд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Помимо вышеуказанной процедуры выдачи виз существует шесть видов безвизового разрешения на въезд в Японию: разрешение на въезд в порт захода судна; на транзит; на въезд для членов экипажей воздушных и морских судов; на въезд в случае крайней необходимости; при аварии; для временного укрытия.
Лицо, получившее безвизовое разрешение на въезд, должно строго соблюдать установленные им сроки пребывания, маршруты передвижения, нормы поведения и другие ограничения и всегда иметь этот документ при себе для предъявления его сотрудникам иммиграционной инспекции или полиции. Наиболее часто выдаются разрешения на въезд в порт захода судна и на транзит. Первое из них получают пассажиры воздушного или морского судна, которые могут в течение не более чем 72-х часов отдохнуть или сделать покупки в ближайших от места высадки районах (обычно в пределах города или района, где расположены морской или воздушный порты).
Разрешение на транзит бывает двух видов: для осмотра достопримечательностей и с целью переезда в соседний порт для выезда из страны. И то, и другое предполагают, что высадившиеся в том или ином месте иностранцы с целью ознакомления со страной /на срок не более 15 суток/ или переезда в другой порт (не более 72 часов) должны покинуть Японию через другой порт (например, прибыли в Ханэда, а улетают из Нариты).
Запрещен въезд в Японию бродягам, нищим, другим неимущим, расходы по пребыванию которых легли бы в этом случае на местные правительственные и общественные организации. Кроме того, запреты для въезда в страну существуют и для лиц, которые были осуждены на срок свыше одного года; нарушителей закона о наркотических препаратах; лиц, депортированных из страны менее года назад и др.
Регистрация иностранцев
Вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются в Японии двумя основными законами: "О контроле за въездом и выездом и статусе беженцев" (иммиграционный закон) от 04 октября 1952 г. и "О регистрации иностранцев" от 28 апреля 1952г., который регламентирует правила проживания иностранных граждан в стране.
Согласно закону о регистрации каждый иностранец, находящийся в Японии свыше 90 дней с даты въезда, или 60 дней со дня рождения, либо при выходе из японского гражданства должен зарегистрироваться в муниципальных органах власти по месту жительства. При этом заполняется анкета из 18 пунктов (дата и место рождения, пол, гражданство, род занятий, статус, номер паспорта, период пребывания, место работы и др.).
Регистрационное удостоверение выдается всем иностранцам, в том тесле лицам без гражданства сроком на 5 лет.
Освобождаются от регистрации иностранцы, прибывшие в Японию на срок менее 90 дней, а также иностранные граждане, имеющие разрешение на въезд в случае крайней необходимости, при аварии, для временного укрытия, как члены экипажей воздушных и морских судов; лица с дипломатическими и служебными статусами (проходят регистрацию в МИД Японии), военнослужащие и вольнонаемные вооруженных сил США и ООН, а также члены их семей.
В соответствии с Законом о регистрации, из Японии могут быть депортированы:
- иностранцы, занимающиеся деятельностью, не соответствующей статусу их пребывания, или нарушившие установленный срок пребывания;
- осужденные к тюремному заключению (за исключением тех, наказание которых откладывается);
- иностранцы, осужденные по Закону о несовершеннолетних к тюремному заключению свыше трех лет;
- иностранцы, признанные виновными в нарушении Закона о наркотиках психотропных, стимулирующих препаратах и т.п.;
- осужденные к пожизненному заключению или на срок свыше одного года (за исключением лиц, наказание которых откладывается);
- лица, занимающиеся бизнесом, связанным с проституцией;
- содействующие нелегальному въезду в страну;
- иностранцы, ведущие насильственную и разрушительную деятельность, которым предъявлено обвинение в нанесении ущерба интересам безопасности Японии.
В декабре 1989 года парламент Японии утвердил постановление о частичном изменении контроля за въездом и выездом и закона о признании иностранного гражданина беженцем ("Поправки к закону об иммигрантах", которое вступило в силу 1 июня 1990 года. Вместе с некоторыми изменениями закона о регистрации иностранцев от 8 января 1993 года данные поправки ускорили процедуру рассмотрения визовых заявок на въезд, упорядочили статусы пребывания иностранных граждан в стране, урегулировали меры против несанкционированного их найма, на работу.
В соответствии с этими поправками иностранным гражданам со статусом "стажировка" и "учеба", может быть предоставлена возможность подзаработать ("арбайто"), если он обратится с соответствующей просьбой. Хотя статусы таких лиц не позволяют иметь оплачиваемую работу, им, как правило, предоставляют такую возможность в определенной области и не более 4 часов в сутки.
С I октября 1999 года вступили в действие новые поправки к Закону о контроле за въездом-выездом и признании иностранного гражданина беженцем, согласно которым, в частности, минимальный срок пребывания иностранцев со статусами "преподавание", "инвестиционная и управленческая деятельность", "супруга или дети японца" был увеличен с 6 месяцев до 1 года, а минимальный и максимальный сроки пребывания иностранных граждан со статусами, разрешающими устраиваться на работу /"гуманитарная и международная деятельность", " перемещение в рамках одного предприятия", "техника" и др./, увеличены соответственно с 6 месяцев до I года и с 1 года до 3 лет.
Сроки пребывания иностранных граждан со статусом "стажировка" теперь увеличены соответственно с 6 месяцев до 1 года и с 1 года до,2 лет, а для членов семей стажирующихся -введен новый срок - 2 года. Оплачиваемый труд иностранных студентов со статусами "деятельность в области культуры" и "краткосрочное пребывание", принимаемых на работу на японские предприятия, стал относиться к категории "особые виды деятельности", что позволяет обходиться без получения разрешения на работу, выходящую за рамки статуса пребывания.