Курсы валют на 11.02 ▼ | USD | 96.7821 | ▼ | EUR | 100.4991 | ▼ | GBP | 120.2421 | ▼ | CAD | 67.6893 | ▼ | AUD | 60.7017 |
|
 |
Допуск иностранной рабочей силы на национальный рынок трудаДопуск иностранной рабочей силы на национальный рынок труда
В соответствии с японским иммиграционным законодательством, основой разрешительной системы въезда иностранцев в Японию, проживания и работы в ней является Система статусов пребывания. В настоящее время Министерством юстиции Японии утверждены 28 статусов пребывания иностранных граждан, которые предоставляются - в каждом конкретном случае - на основе перечня Утвержденных Министерством юстиции Японии критериев (прежде всего принимаются во внимание цель и предполагаемый срок пребывания иностранца, в большинстве случаев - его служебная принадлежность, профессиональная квалификация, образовательный уровень, трудовой стаж, финансовое положение и др.). За каждым статусом одновременно закреплен и период, в течение которого иностранец может находится в Японии. При этом выделяются следующие 16 статусов, выдаваемые для получения той или иной работы в Японии:
Таблица 2.
Статус | Категории иностранцев, которым разрешен въезд в страну | Период пребывания |
Дипломатический |
Сотрудники посольств, консульств и их семьи; дипломатические миссии, действующие на основе договоров и международной практики, лица с теми же привилегиями (руководители государств, члены кабинетов министров, директора департаментов международных организаций, члены их семей) |
На период командировки |
Служебный |
Сотрудники зарубежных правительственных и международных организаций, посольств и консульств в Японии и члены их семей |
На период командировки |
Профессор |
Иностранцы, прибывающие в страну в качестве профессоров ВУЗов и организаций, приравниваемых к ним |
3 года, 1 год, 6 месяцев |
Деятель искусства |
Композиторы, поэты, художники, скульпторы, мастера прикладного искусства, фотографы и другие деятели искусств, которые получают вознаграждение за свою работу |
3 года, 1 год, 6 месяцев |
Религиозный деятель |
Религиозные деятели, командированные в Японию на преподавательскую и другую работу |
3 года, 1 год или 6 месяцев |
Журналист |
Журналисты, собирающие в Японии информацию на основе контрактов с иностранными издательствами, телеграфными агенствами, радиостанциями, кинокомпаниями и другими организациями СМИ и ведущими связанную с этим работу; корреспонденты газет, журналов, репортеры, редакторы, кинооператоры, дикторы радио и телевидения, в том числе действующие и самостоятельно |
3 года, 1 год или 6 месяцев |
Инвестор |
Иностранцы, намеревающиеся заняться деятельностью в сфере инвестиций и управления, удовлетворяющие определенным условиям в плане масштабов предприятий, трудового стажа и оплаты |
3 года,1 год или 6 месяцев |
Юридическая и финансовая деятельность |
Иностранцы, находящиеся в Японии в качестве адвокатов, управляющих имуществом и финансовыми операциями, инспекторов земельных участков под строительство, адвокатов по юридическим делам иностранных государств, экспертов по налогообложению, работники социального страхования, агенты по патентным вопросам, лицензированию и другие специалисты. |
3 года,1 год или 6 месяцев |
Медицинский работник |
Иностранцы, работающие в Японии в качестве докторов, зубных врачей, фармацевтов, медсестер, акушерок, специалистов по гигиене, народной медицине, трудотерапии, рентгенологов, протезистов и в других областях медицины |
1 год или 6 месяцев |
Исследователь |
Иностранцы, планирующие проводить различные исследования на основе контрактов с государственными и общественными организациями, отдельными юридическими лицами и другими организациями |
1 год или 6 месяцев |
Преподаватель |
Иностранцы, намеревающиеся заняться преподавательской деятельностью в начальных, средних, повышенных образовательных школах, а также специальных учебных заведениях. Нет ограничений для лиц, имеющих законные лицензии на преподавательскую деятельность в указанных школах, кто удовлетворяет определенным условиям и намерен обучать детей иностранному языку. |
1 год или 6 месяцев |
Инженер |
Иностранцы, желающие заняться деятельностью, где необходимы знания в области технических и естественных наук и удовлетворяющие определенным условиям в отношении рабочего стажа и оплаты за труд |
1 год или 6 месяцев |
Специалист в области гуманитарной и международной деятельности |
Иностранцы, планирующие заняться деятельностью, где необходимы знания в области гуманитарных наук (юриспруденция, экономика и др.) |
1 год или 6 месяцев |
Перевод в рамках одной компании |
Перемещения иностранцев по работе, например в головную фирму в Японии из ее дочернего отделения за рубежом или из главного офиса за рубежом в ее отделение в Токио и т.д., которые намерены заняться деятельностью, соответствующей статусам "инженер", "специалист в области гуманитарной и международной деятельности" |
1 год или 6 месяцев |
Шоу-бизнес |
Иностранцы, которые намерены заняться деятельностью в области зрелищных мероприятий (драматическое искусство, чтение стихов, вокал, участие в концертах, танцы и т.д.), удовлетворяющие определенным условиям в отношении творческого стажа, исполнительского мастерства и оплаты за труд, а также иностранцы, планирующие приступить к работе, где нужна высокая квалификация в подготовке телевизионных программ и постанове фильмов, рекламных роликов и т.д., удовлетворяющие определенным условиям в отношении оплаты за труд. |
1 год или 3 месяца |
Профессионал |
Иностранцы, профессиональное мастерство которых позволяет проявить в Японии в специфических сферах производства (например готовить блюда иностранной кухни, обувь, одежду, строить здания европейского образца, другие инженерные сооружения, выделывать меха, обрабатывать изделия из драгметаллов. |
1 год или 3 месяца. |
Предусматривается, что за свидетельство на статус с правом на работу, иностранец должен заплатить 500 иен. Получение статуса дает иностранцу право заниматься в течение отведенного периода времени только той деятельностью, которая разрешена по этому конкретному статусу (ограничения по видам разрешенной деятельности не касаются носителей статусов "Постоянное жительство", "Супруг/супруга или ребенок постоянно проживающего", "Долгосрочное проживание").
Режим пребывания и занятости иностранного работника в Японии может быть изменен в соответствии со следующими статьями Закона об иммиграционном контроле:
- статья 19 позволяет иностранцу получить разрешение на иной вид деятельности, чем это предусмотрено его статусом (например, студент может подработать для продолжения образования);
- статья 20 дает возможность изменить статус, если работа, которой был занят иностранец, завершена, а получение новой требует изменение статуса (например, если закончивший университет выпускник намерен теперь сам заняться преподавательской деятельностью);
- статья 21 дает иностранцу право продлить предусмотренный статусом период пребывания в связи с тем, что незаконченная работа требует его дальнейшего нахождения в стране.
Несанкционированный выход за отведенные рамки, а они довольно подробно регламентированы в японских нормативных документах, считается серьезным нарушением режима пребывания и занятости. Особенно внимательно иммиграционная служба Японии отслеживает случаи, при которых незаконная деятельность иностранца имеет целью получения денежного вознаграждения, извлечение прибыли и т.п. Виновные в этом лица могут быть подвергнуты депортации, крупному денежному штрафу или тюремному заключению до 3-х лет.
Регулирование нелегальной иммиграции
Проблемы нелегального въезда иностранных граждан, в том числе проникновения в страну по фальшивым документам, нарушение статуса и сроков их пребывания продолжают оставаться в Японии достаточно острыми. За последние 5 лет количество высланных из Японии нелегалов выросло более чем в 5 раз и достигло 55,0 тыс. человек.
Много неприятностей доставляют японским властям случаи, когда граждане других государств, въезжая в Японию на законных основаниях, остаются здесь сверх разрешенного срока. Эта категория нарушителей гораздо меньше бросается в глаза, но составляет большую часть незаконной иммиграции.
Иммиграционная служба Японии принимает различные меры по освобождению страны от нелегалов, которые, в силу невозможности устроиться на работу на законных основаниях, в первую очередь пополняют ряды персонала ночных клубов и баров, или же попадают в банды, т.е. потенциально являются самым криминогенным контингентом.
Служба иммиграции имеет свою собственную патрульную службу, которая наделена правом проверять документы у иностранцев и задерживать тех лиц, у кого они оформлены неправильно или отсутствуют. В ведении данной службы находится три учреждения для содержания задержанных на время проверки или совершения процедуры принудительной высылки. Срок заключения в них, как правило, не превышает двух недель. Для выявления нелегалов иммиграционная служба работает в сотрудничестве с полицией, пограничными властями и иными официальными структурами. В соответствии с действующим законодательством любой сотрудник местного органа самоуправления или муниципалитета должен при обращении иностранного гражданина проверить наличие у него разрешение на пребывание в Японии и при отсутствии такового немедленно сообщить в иммиграционную службу для принятия соответствующих мер.
Управление безопасности на море вместе с иммиграционной службой прилагают значительные усилия для ограничения потока нелегалов, используя все средства, в том числе тайных осведомителей и связи с криминальными структурами в странах-поставщиках нелегалов. Полиция, выполняя различные рейды по выявлению нелегалов, осуществляет проверку документов и, в случае задержания нелегалов, как правило, передает иностранца в ведение службы иммиграции, которая имеет собственный компьютерный банк данных, где помещаются сведения о различных преступлениях, совершаемых иностранцами, как, например, превышение срока пребывания, мелкие административные и уголовные нарушения, проституция, распространение и употребление наркотиков и др.
После обнаружения нарушителя все бремя по его содержанию и высылке из Японии ложится на службу иммиграции. Иммиграционная служба старается использовать также и законодательные меры для ограничения повторного доступа в страну нелегалов и поощрения иностранцев, совершающих регистрацию в рамках установленных правил.
В подавляющем большинстве случаев японские власти стараются оградить страну от иностранных граждан, преступающих законы, путем их немедленной высылки после так называемого суда упрошенной процедуры. Случаи содержания под стражей в японской тюрьме довольно редки - подобная мера устанавливается только за тяжкие преступления.
Если иностранец нарушил иммиграционное законодательство, то в большинстве случаев полиция его передает иммиграционной службе и в виде наказания начальником иммиграционной службы принимается решение о депортации (без возбуждения уголовного дела), которое обжалованию не подлежит. Решение о депортации иностранца может быть принято одновременно с осуществлением уголовного преследования в его отношении. Однако в таком случае исполнение решения о депортации откладывается до завершения судебного процесса и отбытия наказания.
В соответствии с японским законодательством предусмотрены штрафные санкции к лицам, способствующим незаконной деятельности иностранцев. За такие действия эти лица наказываются штрафом до 2 млн. иен или подвергаются тюремному заключению на срок до 3 лет.
В последнее время в Японии были ужесточены наказания иностранных граждан за наиболее злостные нарушения иммиграционного режима. С февраля 2000 года в японское иммиграционное законодательство были введены поправки, по которым незаконное пребывание иностранцев стало классифицироваться как самостоятельное преступное деяние и наравне с незаконным въездом влечет теперь за собой уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет и (или) штрафа в размере 300 тыс. иен. Действие запрета на повторный въезд в Японию для лиц, уличенных в незаконном пребывании, увеличено с одного до пяти лет.
|
 |
Что мне подходит?
|